Применение цифровых технологий в высшем образовании в самых разных подходах – смешанном обучении, массовых открытых онлайн-курсах (MOOCs), разнообразных гибридных моделях – это мощный общемировой тренд [Марголис, 2018], [Рощина, Рощин, Рудаков, 2018]. Рынок цифровых образовательных услуг стремительно растет, и университеты, не вписывающиеся в этот тренд, рискуют остаться аутсайдерами. Об этом практически «в один голос» говорили участники международной конференции e-Learning Stakeholders and Researchers Summit (eSTARS 2018, НИУ ВШЭ). По данным опроса представителей 250 вузов из 37 стран, проведенному Европейской университетской ассоциацией (EUA) [Ломоносова, 2017], 91% вузов успешно используют систему смешанного обучения студентов, 82% одновременно внедряют дистанционные технологии для онлайн-обучения в удаленном режиме и разрабатывают собственные MOOCs.
Вместе с тем, отношение преподавателей вузов и студентов к цифровому образованию неоднозначно. Скепсис определенной части преподавателей и студентов, по-видимому, связан, с одной стороны, с опасением объективных рисков, которые несут цифровые технологии, как и любое нововведение, а с другой, с трудностями преподавания и обучения в новом формате и различными стереотипами. Целый ряд вопросов остается без ответа, например: есть ли различия в отношении к цифровым технологиям и в образовательных результатах у разных категорий студентов, в том числе, с особыми образовательными потребностями? Каковы предикторы успешности такого обучения? Можно ли выявить набор убеждений и мнений, характерных для разных категорий студентов? Каковы факторы, влияющие на отношение преподавателей к цифровым технологиям? Как можно улучшить структуру и содержание ЭУК и MOOCs, чтобы сделать их более понятными и привлекательными и для преподавателей, и для студентов?
Особый интерес с точки зрения перспектив применения цифровых образовательных технологий представляет изучение их возможностей для индивидуализации обучения студентов. Действительно, ЭУК – это не просто хранилище дидактических материалов, а современное средство обучения, предоставляющее широкие возможности варьирования форм организации учебного процесса и способов взаимодействия со студентами, а также средств оценки образовательных результатов. Работать в ЭУК можно «в традиционной логике» в модели смешанного обучения «перевернутый класс», когда студенты слушают лекции дома, а на очных семинарах актуализируют материал при сопровождении преподавателя, но такой подход во многом напоминает традиционно-очное обучение и, вероятно, не обеспечивает в полной мере формирования заявленных компетенций или прочных знаний, а также осознанного понимания студентами важности и места данного курса в их профессиональной подготовке. В настоящее время весьма актуальна стала разработка технологии индивидуализации обучения средствами электронных учебных курсов. В частности, при изучении методов количественного анализа данных в психолого-педагогических исследованиях студенты должны понимать, как это соотносится с их собственным исследованием в ВКР или магистерской диссертации, а для этого им необходим опыт решения кейсов при модерировании этого процесса преподавателем.
Таким образом, проблема разработки технологии индивидуализации обучения, а также эмпирической оценки различных аспектов обучения в цифровом образовательном пространстве приобретает особую актуальность.